Альтернативные показатели уровня доходов населения регионов

Альтернативные показатели уровня доходов населения регионов

Эксперты ИПМИ  проанализировали альтернативные показатели уровня доходов населения регионов.

В качестве альтернативного показателя доходов населения регионов был использован показатель количества поисков определенных долгосрочных потребительских товаров на платформе Google в течение 2021 года. Для оценки применено веб-приложение Google Trends. В расчетах поисков использован поправочный коэффициент — весовой показатель, рассчитанный по регионам в соответствии с численностью населения территорий.

Согласно результатам, кондиционеры и мебель были востребованными товарами в Навоийской, Сырдарьинской и Бухарской областях, холодильник — в Сырдарьинской, Навоийской и Ташкентской областях, телевизор — в Навоийской, Сырдарьинской и Джизакской областях.

Для справки: по объему ВРП на душу населения среди регионов республики Навоийская область занимает первое место, Ташкентская, Бухарская, Сырдарьинская и Джизакская области – 3-6 места после города Ташкента.

По результатам поиска легковых автомобилей (Спарк, Дамас, Кобальт, Жентра) выяснилось, что самым популярным автомобилем в Узбекистане является Спарк. В региональном разрезе на данную марку автомобиля в Ташкентской области пришлось 43% поисковых запросов, в Андижанской — 38%,  в Самаркандской — 36%, в Ферганской — 31%, в Наманганской области — 30%,  в г.Ташкенте — 36%. Наименьший спрос автомобилей Спарк был отмечен в Республике Каракалпакстан, Хорезмской и Сырдарьинской областях.

Для справки: эти регионы отличаются относительно низкими показателями количества городов и поселков.

33% поисков в Республике Каракалпакстан, 31% в Хорезмской, Бухарской и Сурхандарьинской, 28% в Навоийской и Джизакской областях пришлось на автомобиль Кобальт. Вместе с тем в Сырдарьинской области востребованным автомобилем был Дамас, Кашкадарьинской — Жентра.

При сравнении мобильных устройств моделей Redmi, Galaxy и iPhone, которыми пользуется большинство слоев населения, было установлено, что мобильный телефон Redmi более востребован, чем другие. Так в структуре поисковых запросов Google он занимает наибольшую долю в Кашкадарьинской (55%), Сурхандарьинской (50%), Хорезмской (48%) и Сырдарьинской (48%) областях. Уровень интереса к мобильному средству Galaxy низкий практически во всех регионах. Можно заключить, что использование iPhone стало трендом в г.Ташкенте (59%), Бухарской (46%), Самаркандской (46%) и Ташкентской областях (45%).

Для справки: Если в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях реальные доходы на душу населения на 16-23% ниже, чем в среднем по Узбекистану, то город Ташкент, Бухарская и Ташкентская области являются лидерами по данному показателю.

В заключение можно сказать, что при выборе автомобилей в регионах Узбекистана большое значение имеет уровень развития инфраструктуры. Закупки бытовой техники и предметов обихода теоретически должны быть неразрывно связаны с экономическим потенциалом территории, в частности с объемом реальных доходов населения. Эта гипотеза частично подтверждается данным исследованием. Однако, результаты также показали, что уровень спроса населения на технику в Сырдарьинской и Бухарской областях выше, чем официальный уровень доходов.