Газета «Новости UZEX» обнародовала информацию об объемах продаж кормовых культур за 8 месяцев этого года и средних ценах на них.
Из нее следует, что с января по 31 августа 2022 года объем продаж кормовых через Узбекскую республиканскую товарно-сырьевую биржу превысил 1,9 млн. тонн, что на 66,2% больше чем за аналогичный период 2021 года.
Средний уровень продаж кормовых через биржу составил 237,9 тыс. тонн за месяц.
Что касается шрота и шелухи, их доля составила 12% и 9% соответственно.
В январе и феврале 2022 года средние цены на шрот хлопковых семян составили около 3,4 млн. сумов за тонну. В связи с уменьшением объемов выставления в марте и апреле средние цены поднялись до 3,7 млн. сумов за тонну в марте и до 3,9 млн. сумов -в апреле.
Эта цена оставалась неизменной в последующие месяцы, а в августе снизилась до 3,6 млн. сумов.
На рынке хлопковой шелухи наблюдается динамика небольшого роста. За январь-февраль 2022 года средние цены в среднем составили 2,7 млн. сумов за тонну, в апреле поднялись до 2,8 млн. сумов. В августе средняя цена 1 тонны шелухи составила 2,9 млн. сумов.
Небольшой рост цен отмечен и на рынке комбикормов. В частности, в январе-феврале текущего года средняя цена на комбикорм составила 2 млн. сумов за тонну, в марте-апреле — снизилась до 1,8 млн. сумов. В летний сезон цены выросли, и в августе стоимость 1 тонны комбикорма достигала 2,3 млн. сумов.
В структуре покупателей лидируют город Ташкент и Ташкентская область с совокупной долей 35%. Вторую позицию занимают Самаркандская и Ферганская области с долей 9% каждая.
Удельный вес Бухарской, Андижанской и Кашкадарьинской областей составляет по 7% каждая, говорится в сообщении издания.
Достаточно скромный рацион для имеющегося в стране поголовья животных.
По данным Госкомстата, на 1 июля 2022 года в Узбекистане насчитывалось свыше 13,2 млн. голов крупного рогатого скота, более 22,8 млн.голов овец и коз, 259, 4 тыс. лошадей, более87,1 млн.голов птицы.
С ликвидацией монокультуры хлопчатника и достижением Узбекистаном зерновой независимости ситуация в животноводстве обострилась, писал в своем обращении к первому президенту Узбекистана на сайте Центр Азия в октябре 2003 года узбекский ученый Курбан Разыков.
Внедрение хлопково-люцерновых севооборотов и на этой основе достижение взаимосвязанного развития хлопководства и животноводства является единственно верным, фундаментальным направлением в реформировании сельского хозяйства в Узбекистане.
В качестве первого довода против выращивания зерна в хлопковой зоне он приводил применение более 200 видов ядохимикатов под общим названием пестициды. Остаточное количество этих ядов на одном квадратном километре в Узбекистане превышает 72 кг. Этот показатель в США составляет 1 кг, а в России — 4 кг. Выращенное на отравленных землях зерно, по мнению ученого, с большой натяжкой можно использовать только на фураж.
Предложенный им вариант развития – посев на 35-40 процентах орошаемой земли, занимаемой сейчас зерновыми, люцерны позволил бы развивать животноводство и обеспечить народ сравнительно дешевыми мясом, молоком, и продуктами, приготовленными из них.
Только люцерна, являясь природной биофабрикой, может постепенно снижать последствия монокультуры за счет восстановления утраченного плодородия почвы, очищения ее от остатков ядохимикатов. И даже при таком развитии сельскохозяйственного сценария понадобилось бы 25-30 лет для достижения экологической эффективности сельского хозяйства Узбекистана.